Условия повышения эффективности развития экологической компетентности подростков в дополнительном образовательном учреждении

Условия экологической деятельности связаны с таким способом взаимодействия человека и природы, когда человек не только включается, использует и организует природные процессы (что характерно для охоты и собирательства, земледелия, скотоводства), но создает (созидает) процессы, становящиеся частью окружающей природной среды. Экологическая деятельность человека непосредственно направлена на создание жизненно необходимых процессов экологической среды, что приводит к существенному преобразованию последней. Таким образом, следует различать экологическую деятельность от деятельности в экологической среде.

Психолого-педагогические условия включают:

разработку и совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения реализации программ экологического образования;

обеспечение реализации, развития и коррекции экологической компетенции в повседневной деятельности учащимися;

организация непосредственного контакта учащихся и окружающего природного мира на всех уровнях эколого-образовательного процесса в образовательных, воспитывающих и развивающих и социализирующих целях;

развитие системы дополнительного экологического образования детей;

активизация внеучебной деятельности школьников, работы детских и молодежных общественных организаций экологической направленности, экологического творчества (технического, художественного, исследовательского и т.п.);

повышение профессиональной компетентности педагогических кадров учителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов), работающих в области экологического образования;

разработка в и внедрение экологизированных образовательных программ учебных предметов;

экологизация компонента образовательного учреждения базисного учебного плана (элективные курсы, учебные практики, проекты);

предупреждение формализма в осуществлении образовательного процесса, обсуждение и разрешение педагогических затруднений, возникающих в процессе развития экологической компетенции учащихся;

системная интеграция процесса формирования экологической компетенции в целостный учебно-воспитательный процесс;

развитие научно-методического сотрудничества, обмен опытом на местном, региональном, федеральном и международном уровне.

Оптимальной формой реализации указанных условий представляется проектирование развивающей эколого-образовательной среды образовательного учреждения. Развивающая эколого-образовательная среда - комплекс влияний и условий для повышения эффективности формирования экологического сознания, экологической компетентности учащихся через организацию экологической деятельности. Данный комплекс дает возможность: а) для развития интересов и способностей учащихся, раскрытия потенциальных, скрытых возможностей; б) для реализации творческого потенциала каждого субъекта образовательного процесса в процессе личностно и социально значимой экологической деятельности; в) для комплексного формирования компонентов экологического сознания и экологической компетентности; г) для раскрытия субъектности учащихся; д) для системного взаимодействия учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса.

В современных условиях диверсификации образования, административной реформы все более важную роль в реализации государственной образовательной политики играют образовательные учреждения. Управленческий, содержательный и методический аспекты формирования экологической компетенции должны быть отражены в деятельности образовательного учреждения с учетом ряда условий.

Условия социально-экологического характера:

влияние природных (географических, климатических, ландшафтных и др.) факторов на деятельность образовательного учреждения;

компенсаторный потенциал местных природных факторов;

специфика региональной и местной экологической ситуации, состояние местных экоситем (нормальное, рисковое, кризисное, катастрофическое);

наличие и интенсивность источников загрязнения окружающей среды;

демографические особенности региона (динамика численности, плотность, здоровье населения).

Условия социально-экономического характера определяют необходимость:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Экологическое обоснование размещения производства на Дальнем Востоке на примере рыбоперерабатывающего завода
В курсовой работе будет представлено экологическое обоснование размещения рыбоперерабатывающего завода. Реализация данного проекта на территории Приморского края, позволит развить экономику края, уве ...

Парниковый эффект
В последнее время деятельность человека оказывает беспрецедентное по масштабам и интенсивности воздействие на окружающую среду и глобальные системы жизнеобеспечения. Доказательство тому ...

Проект природоохранных мероприятий для условий Южной водопроводной станции ГУП Водоканал Санкт-Петербурга
Государственное унитарное предприятие " Водоканал Санкт-Петербурга" - одного из крупнейших в России предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, которое обеспечивает подгот ...