Условия повышения эффективности развития экологической компетентности подростков в дополнительном образовательном учреждении

Условия экологической деятельности связаны с таким способом взаимодействия человека и природы, когда человек не только включается, использует и организует природные процессы (что характерно для охоты и собирательства, земледелия, скотоводства), но создает (созидает) процессы, становящиеся частью окружающей природной среды. Экологическая деятельность человека непосредственно направлена на создание жизненно необходимых процессов экологической среды, что приводит к существенному преобразованию последней. Таким образом, следует различать экологическую деятельность от деятельности в экологической среде.

Психолого-педагогические условия включают:

разработку и совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения реализации программ экологического образования;

обеспечение реализации, развития и коррекции экологической компетенции в повседневной деятельности учащимися;

организация непосредственного контакта учащихся и окружающего природного мира на всех уровнях эколого-образовательного процесса в образовательных, воспитывающих и развивающих и социализирующих целях;

развитие системы дополнительного экологического образования детей;

активизация внеучебной деятельности школьников, работы детских и молодежных общественных организаций экологической направленности, экологического творчества (технического, художественного, исследовательского и т.п.);

повышение профессиональной компетентности педагогических кадров учителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов), работающих в области экологического образования;

разработка в и внедрение экологизированных образовательных программ учебных предметов;

экологизация компонента образовательного учреждения базисного учебного плана (элективные курсы, учебные практики, проекты);

предупреждение формализма в осуществлении образовательного процесса, обсуждение и разрешение педагогических затруднений, возникающих в процессе развития экологической компетенции учащихся;

системная интеграция процесса формирования экологической компетенции в целостный учебно-воспитательный процесс;

развитие научно-методического сотрудничества, обмен опытом на местном, региональном, федеральном и международном уровне.

Оптимальной формой реализации указанных условий представляется проектирование развивающей эколого-образовательной среды образовательного учреждения. Развивающая эколого-образовательная среда - комплекс влияний и условий для повышения эффективности формирования экологического сознания, экологической компетентности учащихся через организацию экологической деятельности. Данный комплекс дает возможность: а) для развития интересов и способностей учащихся, раскрытия потенциальных, скрытых возможностей; б) для реализации творческого потенциала каждого субъекта образовательного процесса в процессе личностно и социально значимой экологической деятельности; в) для комплексного формирования компонентов экологического сознания и экологической компетентности; г) для раскрытия субъектности учащихся; д) для системного взаимодействия учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса.

В современных условиях диверсификации образования, административной реформы все более важную роль в реализации государственной образовательной политики играют образовательные учреждения. Управленческий, содержательный и методический аспекты формирования экологической компетенции должны быть отражены в деятельности образовательного учреждения с учетом ряда условий.

Условия социально-экологического характера:

влияние природных (географических, климатических, ландшафтных и др.) факторов на деятельность образовательного учреждения;

компенсаторный потенциал местных природных факторов;

специфика региональной и местной экологической ситуации, состояние местных экоситем (нормальное, рисковое, кризисное, катастрофическое);

наличие и интенсивность источников загрязнения окружающей среды;

демографические особенности региона (динамика численности, плотность, здоровье населения).

Условия социально-экономического характера определяют необходимость:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Организация заповедного дела в России
Развитие человеческого общества никогда не было бесконфликтным, непротиворечивым процессом. На протяжении всей истории существования разумной жизни на Земле неизменно возникали вопросы, отве ...

Экологические аспекты использования природных ресурсов Алтайского края
Загрязнение - один из важнейших лимитирующих факторов для человека. Усилия, которые сейчас приходится прилагать для уменьшения и предупреждения загрязнения, могут послужить хорошей отрицате ...

Татарская Караболка и авария на ПО Маяк 1957-1959 гг.
Мирный атом вошел в жизнь современного человека в 1954 году, когда была построена и внедрена в эксплуатацию АЭС в г. Обнинске. Отношение к мирному атому в то время было весьма скептическое, ...