Истоки становления природоохранной функции социально-культурной деятельности

Современная экологическая мысль развивается исключительно в утилитарном направлении. Поэтому на данном этапе развития обществу требуется аппарат регуляции отношений с природой. А.М. Ариарским в рамках социальных функций социально-культурной деятельности была выделена природоохранная функция, отвечающая за формирование экологической культуры человека.

Хозяйственная эксплуатация окружающей среды конечно необходима, но ведь есть и другие аспекты связи человека и природы. Разумеется, о красоте природы пишут, порой даже заботятся на практике, помнят о наших младших братьях животных и их беспомощности в техническом мире, созданном человеком, создают даже общества в их защиту. Но вся эта деятельность не интегрирована с экологической теорией и практикой. Методическим обеспечением эколого-охранительной клубной работы в Советской России занимался С.Н. Артановский. Сегодня этот вопрос затрагивают в своих научных публикациях Е.А. Когай, Н.Ф. Газизуллин, Р.О. Лосаберидзе, Т.В. Иванова. Социально-культурная деятельность призвана систематизировать теорию и практику эколого-охранительной функции и осуществлять работу по сохранению природной и культурной среды человека.

Предпосылками появления природоохранной функции социально-культурной деятельности явились отношения человека и природы, складывавшиеся веками. Человечество в рамках исторического процесса прошло путь от единства и гармонии с окружающей средой до полного противопоставления себя ей. Если Д.С. Лихачев и В.И. Вернадский рассматривали человека внутри природной системы и в гармонии с ней, то современные актуальные научные работы Р.О. Лосаберидзе, Т.В. Ивановой посвящены разрушительной и потребительской деятельности общества в контексте современности.

Чувство природы, по-видимому, свойственны человеку от рождения - ведь мы сами часть природы и на протяжении всей жизни связаны с ней тысячью нитей. Однако его проявления историчны - они зависят от культуры, от уровня развития общества.

В сознании первобытного человека и человека бесписьменного общества существовал нерасчлененный образ человека и природы. Человек рассматривался как одно из природных существ, родственное всем остальным силам природы, хотя и высшее по сравнению с ними. Природа была одной из составных частей древнейшей религиозно-мифической картины мира. Исследователи называют это синкретизмом мироощущения древнего человека. [4, C. 52-54]

С приходом цивилизации положение изменилось. Природа оказалась отдаленной от человека. По мере роста своего могущества по отношению к природе человек все более противопоставлял себя ей. В цивилизациях древности, которые соединены тесными узами преемственности с современной Европой - культуры Месопотамии, Египта, позже Греции и Рима - человек не мыслился иначе, как окруженный другими живыми существами, находящийся с ними в постоянном контакте. Природа представлялась одухотворенной, ей нередко приписывался сверхъестественный смысл. Эта античная традиция легла в основу европейской поэзии, прозы, живописи.

История становления природоохранной функции в России начинается еще задолго до появления социально-культурной деятельности как научной дисциплины. Истоки появления интереса и внимания к природе со стороны человека можно отыскать во времена древних славян. Язычество, характерное для древних славянских племен, отличается покорностью, подчиненностью человека природе.

Заселяя окружающий мир большим количеством духов, помогающих и вредящих человеку, древние славяне, подобно другим языческим народам, обожествляли и поклонялись огню, камням, рекам, озерам, священным рощам и отдельным деревьям. Охрана неприкосновенности и чистоты святых мест опиралась на совесть и страх каждого. Считалось, что человек, срубивший дерево в священной роще либо сходит с ума, либо умирает в одночасье. Тем же страхом болезни и смерти оберегались избранные деревья, выделяющиеся своими размерами или уродливостью и признанные священными. Так до недавнего времени считались целебными деревья с большим дуплом в стволе. Через это дупло протаскивали болеющих детей, а иногда пролезали и сами взрослые.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Расчет рассеивания примесей в атмосферном воздухе
тмосфера Задание 1 Определить максимальное значение приземной концентрации вредных веществ при выбросе нагретой газовоздушной смеси из одиночного источника с круглым устьем при неблаг ...

Татарская Караболка и авария на ПО Маяк 1957-1959 гг.
Мирный атом вошел в жизнь современного человека в 1954 году, когда была построена и внедрена в эксплуатацию АЭС в г. Обнинске. Отношение к мирному атому в то время было весьма скептическое, ...

Очитка выбросов токсичных компонентов от сжигания минерального сырья
Атмосферный воздух - один из главных источников жизни на земле. Потребность человека в воздухе зависит от его состояния, условий работы и колеблется от 15 до 150 тыс.л. в сутки. Воздух испо ...