Экологические требования к автомобильному топливу
Отрицательное влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду приводит к необходимости ужесточать нормы на состав отработавших газов автомобилей.
Автомобильный транспорт является основным потребителем нефтяного топлива.
Суммарное мировое потребление моторных топлив составляет около 1,75 млрд. т/год, в том числе на долю автомобильных бензинов приходится более 800 млн. т/год. [2]
Ассортимент и качество вырабатываемых и применяемых бензинов определяются структурой автомобильного парка страны, техническими возможностями отечественной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также экологическими требованиями, которые в последнее время стали определяющими.
До 1999 года качество и характеристики автомобильного бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов регулировались Государственным стандартом Российской Федерации 2084-77 или ТУ 38.001165. Маркировка бензинов проводилась в соответствии с октановым числом, например по ГОСТ 2084-77 различались марки А-76, Аи-91 или Аи-95, а по ТУ 38.001165 - Аи-80, Аи-92, Аи-96. [2]
Данные Государственные стандарты претерпели ни одно изменение, но все корректировки касались, как правило, снижения содержания свинца, бензола, серы, олефиновых и ароматических углеводородов, а также повышения октановых чисел и параметров давления насыщенных паров.
В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до европейских стандартов в 1999 году был принят ГОСТ Р 51105-97, который предусматривает выработку неэтилированных бензинов марок Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95 и Супер-98 и предназначен для обеспечения эксплуатации автомобилей, удовлетворяющих требованиям по токсичности до Евро-2 включительно. К тому же на российском рынке присутствуют бензины марок АИ-80, АИ-92 и АИ-96, выпускаемые по техническим условиям (ТУ). Наряду с этим изготавливается и неэтилированный бензин марки А-76 по ГОСТ 2084-77 для автомобилей, отвечающих требованиям по токсичности выбросов до Евро-1.
С 2002 года все нефтеперерабатывающие заводы России перешли исключительно на производство неэтилированных бензинов.
В марте 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О запрете производства и оборота этилированного автобензина в Российской Федерации» с 01.06.2003 г.
В связи с введением норм Евро-3 и Евро-4 был разработан и в 2002 году принят ГОСТ Р 51866-2002, соответствующий по регламентируемым параметрам европейской нормали EN 228-2004. Бензины марок: Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, производимые по данному ГОСТу, отвечают самым высоким европейским требованиям. Бензины этих марок некоторые производители изготавливают в соответствии с требованиями ТУ. Однако следует отметить, что купить такие бензины внутри России практически невозможно - компании, производящие их, предпочитают экспортировать этот дорогой продукт за границу. [7]
Применение неэтилированных автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51105-97, позволяет обеспечить выполнение автомобилями норм Евро-2 на выбросы с отработавшими газами, а бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51866-2002, - норм Евро-3.
Технология производства бензинов для автомобилей, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4, должна гарантировать установленные нормы на содержание серы, ароматических и олефиновых углеводородов и бензола.
Основной тенденцией достижения компромисса в требованиях к качеству автобензинов является совершенствование существующих и создание новых современных процессов в нефтепереработке, с целью удовлетворения все возрастающих экономических и эксплуатационных требований к двигателям автомобилей.
Основные требования к качеству автомобильных бензинов в России и странах ЕЭС приведены в таблице 4.
Видно, что требования к содержанию вредных веществ (свинца, бензола, серы) в европейских странах более жесткие.
Таблица 4 - Сравнительные требования к качеству автомобильных бензинов в России и странах ЕЭС [2]
Параметр |
Россия |
ЕЭС | ||||
ГОСТ 2084 |
ГОСТ Р 51105 |
ГОСТ Р 51866 |
Евро-2 с 1992 г. |
Евро-3 с 2000 г. |
Евро-4 с 2005 г. | |
Максимальное содержание: | ||||||
свинца, г/дм3 |
0,013 |
0,010 |
0,010 |
0,010 |
0,005 |
не норм. |
бензола, % |
не норм. |
5 |
1 |
5 |
1 |
1 |
серы, % |
не норм. |
0,05 |
150 ppm* |
0,05 |
150 ppm* |
30 ppm* |
ароматических углеводородов, % |
не норм. |
не норм. |
42 |
не норм. |
42 |
30 |
олефиновых углеводородов, % |
не норм. |
не норм. |
18-21 |
не норм. |
18 |
14 |
кислорода, % |
не норм. |
не норм. |
2,7 |
не норм. |
2,3 |
2,7 |
испаряемость |
2 класса |
5 классов |
5 классов |
5 классов |
10 классов |
10 классов |
давление насыщенных паров, кПа, не более |
66,7-93,3** |
35-100** |
45-60** |
- |
60 |
60 |
* ppm - миллионная доля (млн-1); ** в зависимости от класса испаряемости. |
Еще статьи по экологии
Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков
В процессе своего развития человечество поставило под угрозу
существование естественных экологических систем и природных комплексов, которые
являются необходимым условием сохранения био ...
Обоснование структуры водохозяйственного комплекса
Жизнь
человека и общества, удовлетворение их потребностей невозможны без
использования природных ресурсов.
Ресурсы
являются неотъемлемой частью природных ландшафтов. Ресурсный потенциал
...
Обоснование качественной и количественной характеристики сточных вод кожевенно-обувного комбината
СВ
- сточные воды
ЗВ
- загрязняющие веществаб - водопотребление на хозяйственно-бытовые нужды
работников предприятияоборотная вода - водопотребление оборотной водыпр (Qхоз)
- водопотреб ...