Общая характеристика внешней среды промышленного предприятия
Каждое промышленное предприятие в своей деятельности стремится получению большей прибыли, к стабильному и устойчивому экономическому развитию. Для такого развития предприятию нужно оптимизировать взаимодействие с окружающей (внешней) средой. Следовательно, в основе процесса стабилизации находится способность предприятия - хозяйственной системы адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и обеспечивать тем самым жизнеспособность.
Одним из важных принципов управления процессом стабилизации является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды предприятия, с целью своевременного обнаружения надвигающейся угрозы кризиса. Таким образом, угрозы и возможности внешней среды, с которыми сталкивается предприятие можно классифицировать по определенным областям. Назовем эти области факторами внешней среды. Они представлены на рис. 1.1.
Внешней средой является совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [5].
Внешнюю среду подразделяют на:
микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Рис. 1.1. Внутренняя и внешняя среда предприятия
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. [9]
Таким образом, к внешней макросреде относятся, рассматриваемый автором данной работы, экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
При изменении качества окружающей среды промышленные предприятия в конечном итоге оказывает влияние на:
персонал промышленного предприятия;
население (условия жизни и здоровья);
окружающую природную среду региона;
объекты промышленности;
исторические и культурные памятники;
устойчивое развитие предприятия.
Устойчивое развитие промышленности должно быть идеалом 21-ого столетия. Только та экономика, которая вовремя подстраивается к требованиям изменения климата и необходимости эффективного использования энергии и ресурсов, будет стабильно процветать.
Еще статьи по экологии
Проект установки для очистки выбросов в атмосферу, образующихся при сжигании топлива
Предприятия, вырабатывающие электрическую и тепловую энергию
на базе органического топлива, называются теплоэлектроцентралями (ТЭЦ).
Почти 2/3 тепловой энергии и остатков бывшего топлива в ...
Экология Брянской области
Экология
(от др.-греч. οἶκος
- обиталище,
жилище, дом, имущество и λόγος - понятие,
учение, наука) - наука об отношениях живых организмов ...
Парниковый эффект
В
последнее время деятельность человека оказывает беспрецедентное по масштабам и
интенсивности воздействие на окружающую среду и глобальные системы
жизнеобеспечения. Доказательство тому ...