Неотектоника
Для Кавказа хорошо выражена продольная зональность. Границы зон представлены разломами или флексурами и должны являться основными участками разрядки тектонических напряжений. В целом в регионе развиты гребневидные антиклинали, разделенные широкими синклиналями. Своды и присводовые части складок часто осложнены разрывами, при этом обычно происходит надвигание северного крыла на южное, а в самой северной части региона надвигание южных крыльев на северные. В этой связи В.М. Андреевым была высказана мысль, что именно своды антиклиналей являются участками разрядки напряжений. В целом наклон структур Западного Кавказа к югу можно объяснить его соседством с Черноморской глубоководной впадиной, которая характеризуется большой глубиной и гораздо более активными процессами погружения, чем Индоло - Кубанский (Западно - Кубанский) прогиб, ограничивающий Западный Кавказ с севера. Рост Кавказа и его опрокидывание в сторону активного глобального погружения являются причиной тех боковых давлений, которые отчетливо проявляются в складчатости.
Кавказ как ороген начал формироваться с олигоцена. В это же время образовались окаймляющие его прогибы. Таким образом, в течение 38 млн. лет происходят разнонаправленные по знаку движения. Амплитуда перемещений на границе Черноморская глубоководная впадина - Западный Кавказ за это время составила до 10-11 км. Таким образом,в среднем за год амплитуда перемещения составляет 0.26 мм. Естественно, что этот процесс происходил неравномерно. Наиболее сильно интенсивность горообразовательных движений проявилась в четвертичное время. Максимальные среднерасчетные скорости поднятия Б. Кавказа в интервале 30 млн. лет определены 0,1-0,5 мм/год, в голоцене 1-2 мм/год. В конечном итоге в описываемой части Кавказа образовался среднегорный рельеф. С другой стороны, идет процесс наращивания глубоководной впадины Черного моря. Скорость погружения Черноморской впадины вблизи Кавказа составляла около 0.8 мм/год. Континентальный склон впадины с миоцена все ближе подходил к Кавказу. Таким образом, очевидно, что напряженность земной коры на границе Кавказа и Черного моря с течением геологического времени должна увеличиваться.
В описываемом регионе развиты также своеобразные микроструктуры, которые нашли отражение в рельефе и которые свидетельствуют о моментальном разрешении тектонических напряжений горных пород, вызывающих землетрясения. Эти сейсмодислокации особенно широко развиты на полуострове Абрау в полосе от г.Анапа до г.Новороссийск. Здесь имеются грабенообразные провалы, расседание склонов причем вплоть до водоразделов прибрежных хребтов. Наблюдаются скальные оползни, достигающие 400 м в поперечнике. Стенки их отрыва высотой 100 - 120 м тянутся вдоль берега. Воронки и впадины на поверхности скальных блоков имеют размеры до 80 м, глубину до 30 м. Блоки переместились на расстояние до 5 км. Наиболее крупным рвом является Утришский. Длина его 2,5 км, глубина 20 м, стенки отвесные. Он отчленяет от основного массива флишевых пород блок, имеющий в поперечнике около 0,5 км. В настоящее время удалось датировать время крупного скального оползня в Лобановой щели, который произошел не ранее 13 в. Итак, в течение последнего тысячелетия район от Анапы до Новороссийска испытывал неоднократные крупные землетрясения. Землетрясения, зафиксированные за последние 100 лет, также говорят, что этот участок наиболее сейсмоактивен и в настоящее время.
Еще статьи по экологии
Экологические процессы и методы их исследования
Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема
предотвращения отрицательных воздействий материально-производственной
деятельности человечества на естественное окружение, ставш ...
Проект локальных очистных сооружений гальванического производства
Гальваническое
производство является одним из наиболее опасных источников загрязнения
окружающей среды, главным образом поверхностных и подземных водоемов, ввиду
образования большого объема ...
Проектирование и озеленение многофункционального парка Водохранилище Дрозды
Расширение городов автоматически влечет за собой катастрофическое
уменьшение лесных ресурсов. Увеличение промышленных зон, транспортных артерий,
прокладка новых дорог, строительство жилых ма ...