Экономическое стимулирование природоохранной деятельности

В систему экономического стимулирования входят методы позитивной и негативной мотивации. К методам позитивной мотивации можно отнести:

· установление льготного кредитования объектов природоохранного назначения;

· предоставление в распоряжение предприятий всей прибыли от экономии природных ресурсов и утилизации ценных веществ из отходов;

· формирование целевого источника финансирования и стимулирования природоохранных мероприятий;

· изменение ценообразования (более полное отражение в ценах затрат на охрану окружающей среды, совершенствование системы цен на отходы производства;

· создание специализированных предприятий по переработке отходов, а так же кооперации между различными предприятиями по использованию отходов производства;

· совершенствование системы премирования работников.

Среди методов негативной мотивации особое место занимают следующие формы воздействия:

· платежи за загрязнение окружающей среды (нормативные и сверхнормативные);

· возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям;

· прямое воздействие на основной капитал предприятия.

В то же время очевидно, что любой из негативных стимулов может играть роль и позитивного, так как при отсутствии санкций к предприятию, сэкономленные средства остаются в его распоряжении. В рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).

На практике достаточно давно используется система платежей за природопользование: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.

В Республике Беларусь действует экологический налог в соответствии с гл. 19 Особенной частью Налогового кодекса он включает в себя следующие платежи:

. За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

. Сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

. Хранение, захоронения отходов производства;

. Перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

. Переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

. Производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50% и более летучих органических соединений (ЛОС). В перечень таких товаров входят краски и лаки (включая эмали, политуры, клеевые краски) и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки; полиграфическая краска;

. Производство и (или) импорт пластмассовой и стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а так же импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару на основе бумаги или картона

В соответствии с законодательством для определения размера экологического налога устанавливаются лимиты (допустимые объемы загрязнений) и ставки налога:

· Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от степени токсичности загрязняющих веществ,

· Ставка налога за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду установлены в зависимости от объекта, в который осуществляется сброс,

· Ставка налога за хранение и захоронение отходов производства дифференцированы в зависимости от их опасности для окружающей среды,

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экологии

Санитарная очистка города, вывоз и утилизация бытовых отходов
Благоустройство городов одним из существенных элементов включает в себя вопросы санитарной очистки городских территорий и окружающей среды водного и воздушного бассейнов. В результате жизни ...

Организация заповедного дела в России
Развитие человеческого общества никогда не было бесконфликтным, непротиворечивым процессом. На протяжении всей истории существования разумной жизни на Земле неизменно возникали вопросы, отве ...

Основные мероприятия по предотвращению или сведению к минимуму загрязнения водной среды при эксплуатации нефтеналивных судов
Распределение мировых запасов нефти и газа на нашей планете весьма неравномерно. Кроме того, они часто удалены от основных промышленных районов. Это ведет к непрерывному росту танкерного фл ...