Основные виды и источники загрязнения окружающей среды при эксплуатации танкеров

Количество потребляемых энергоресурсов на одного человека является точной мерой оценки развитости государства и социального благополучия его населения. Последнее десятилетие характеризуется неуклонным ростом потребления энергоресурсов. В промышленно развитых странах Европы прирост потребления энергии за этот период составил 13%, в Японии 20%. Основную роль в энергетическом балансе промышленно развитых стран играет нефть. В странах Западной Европы ее доля достигает 50-60%, а в Японии доходит до 70%. Ожидается, что в обозримом будущем роль нефти как основного источника энергии сохранится.

До энергетического кризиса 70-х годов XX в. дедвейт мирового нефтеналивного флота превышал 40% от дедвейта всего транспортного флота. В результате кризиса дедвейт нефтеналивного флота резко снизился и стал составлять порядка 28%. В настоящее время строительство наливных транспортных судов непрерывно растет и объем нефтеперевозок составляет уже около трети всех морских транспортных перевозок грузов. С учетом всего этого, обеспечение защиты окружающей среды при эксплуатации танкеров приобретает все более важное значение. Поэтому в России развитие танкеров идет по пути создания судов «экологически чистого класса» и относительно умеренной вместимости.

Танкеру, так же как и любому другому судну, свойственны загрязнения окружающей среды, вызванные эксплуатацией главной судовой энергетической установки и вспомогательными механизмами, а также образующиеся в процессе жизнедеятельности членов экипажа.

Судовая энергетическая установка (СЭУ) и вспомогательные механизмы служат источником образования нефтесодержащих вод, нефтеостатков, различных испарений (паров) и газов. При их эксплуатации возникает вибрация, передающаяся по корпусным конструкциям и трубопроводам как не опорным связям, теплота и шум, оказывающие воздействие как на морскую, так и на воздушную среды.

В процессе жизнедеятельности членов экипажа танкера, при обеспечении их санитарно-гигиенических потребностей образуется определенное количество сточных и хозяйственно-бытовых вод, а так же некоторое количество твердого мусора, которые не должны попадать в окружающую среду без предварительной обработки.

Однако самым главным источником загрязнения окружающей среды с танкеров является перевозимый груз: сырая нефть и продукты ее переработки. В процессе погрузоразгрузочных операций и непосредственно при транспортировке часть нефтегрузаиспаряется и удаляется в атмосферу с помощью системы газоотвода. После выгрузки нефти либо нефтепродуктов на внутренних поверхностях корпусных конструкций остается часть затвердевших остатков груза, которые удаляются системой мойки танков, в результате образуются промывочные воды с большим нефтесодержанием.

Наиболее опасны аварии танкеров с разрушением корпусных конструкций, сопровождающиеся выливом нефтегруза и способные вызвать настоящие экологические катастрофы. Первым серьезным предупреждением здесь послужила авария танкера «Тоrrеy Соnyоn» у берегов Великобритании в марте 1967 г. Из чрева танкера полуметровым слоем растеклись по морю 119тыс .т. нефти. На площади более одного квадратного километра пылало море. Двухсоткилометровый пляж Британской Ривьеры и 65 км побережья Британии были отравлены нефтью. Ущерб составил 5 млн.ф.ст.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Расчет вертикальной песколовки для очистной станции
Водная оболочка Земного шара - океаны, моря, реки, озера - носит название гидросфера, которая покрывает 70,8% земной поверхности. Объем ее 1370,3 млн. км3, что составляет 1/800 объема плане ...

Экологический кризис в России
Экологический кризис - особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание. Причины ...

Нефтеперерабатывающие заводы — источник загрязнения атмосферы. Расчет выбросов от установки АВТ. Технологическая печь П-2
Основным энергоносителем и основным источником углеводородного сырья в России является нефть. Темпы развития нефтяной промышленности в бывшем Советском Союзе не имели аналогов в мире. В 1988 г. в Росс ...