Основные типы установок очистки нефтесодержащих вод

Практически все суда, совершающие международные рейсы, оснащены установками для очистки нефтесодержащих вод. Способ очистки нефтесодержащих вод (НСВ) с помощью таких установок применяется также на части судов внутреннего плавания, но при этом установки должны иметь дополнительные узлы, обеспечивающие более глубокую очистку - до 10 мг/л. В каждом конкретном случае тип очистного оборудования выбирает судовладелец исходя из условий эксплуатации и соображений экономики.

По принятой международной технологии все оборудование для очистки НСВ делится на сепарационное и фильтрующее. Под этим подразумевается, что в составе установок для очистки НСВ должны быть два основных блока:

1) сепараторы, обеспечивающие предварительную очистку (преимущественно путем гравитационного разделения) до концентрации нефтепродуктов в очищенной воде менее 100 млн-1;

2) фильтры, обеспечивающие вторичную очистку до 15 млн-1.

Для достижения глубины очистки менее 10 мг/л, к перечисленному требуются дополнительные адсорбционные фильтры.

Важным элементом установки является подающий насос. Существенное значение имеет его расположение по отношению к первому блоку - сепаратору. Рекомендуется в комплект к установке включать винтовой или поршневой насосы, так как в отличие от центробежных они не создают условий для дополнительного эмульгирования нефтепродуктов. Избежать дополнительного эмульгирования можно путем размещения подающего насоса после первого блока установки. В этом случае в корпусе сепаратора создается разрежение и нефтесодержащая вода без дополнительного перемешивания подается на очистку. Такой прием широко используется, однако он имеет ряд недостатков, обусловленных необходимостью тщательного уплотнения всех разъемов на всасывающей магистрали и на корпусе самого сепаратора. Поэтому в последнее время наблюдается тенденция оснащения сепараторов напорными насосами, установленными перед очистным устройством.

На большинстве судов, оснащенных установками для очистки НСВ, предусмотрена подача НСВ на очистку как непосредственно из-под льял, так и из судовых сборных цистерн. В представленных ниже схемах установок очистки для упрощения показан прием НСВ из цистерн. Почти все очистные установки, эксплуатирующиеся на судах, оснащены приборами контроля, определяющими степень очистки НСВ, а также соответствующей системой управления запорными клапанами. В случае превышения нормы содержания нефти в сбрасываемой за борт воде установка прекращает работу или вода возвращается в сборную цистерну. На представленных схемах этот процесс не разъясняется из-за его повторяемости.

Сепаратор СКМ с фильтром ФДН-М (Россия)

Отечественной промышленностью освоен широкий выпуск сепараторов гравитационно-коалесцирующего типа СКМ различных модификаций (рис. 9.6.1.1.) пропускной способностью от 1 до 10 м3/ч. Они удовлетворяют требованиям Конвенции МАРПОЛ-73/78 для открытых районов и применяются с механическими фильтрами и доочистными фильтрующими приставками, например ФДН-М. Нефтесодержащие воды 1 подаются насосом 2 в подогреватель 3 сепаратора 12 и оттуда в механический фильтр 4.

Механический фильтр с фильтрующими пластинами, выполненными из перфорированных металлических листов и полиуретанового поропласта, позволяет предохранять коалесцирующие элементы 7 от загрязнения механическими примесями, которые всегда имеются в трюмных водах машинного отделения и других помещений.

Подогретая до 35-50 0С и предварительно очищенная в механическом фильтре нефтесодержашая вода подается в полость отстоя 5 и затем, минуя каскадную перегородку 6, в полость 8, смеси сепаратора 12. Каскадная перегородка приводит к отделению от смеси и поступлению в нефтесборник 9, наиболее крупных частиц нефтепродуктов. Далее смесь попадает на наружную поверхность коалесцирующих элементов (у сепараторов СК-4М таких элементов шесть), представляющих собой полые цилиндры из напыленного полипропилена. Вода продавливается сквозь слой полипропилена, при этом осуществляется коалесценция мелких частичек нефтепродуктов, имеющих все же размер значительно больший, чем поры фильтроэлемента. Укрупненные нефтяные частицы всплывают и собираются в нефтесборнике, а более мелкие частицы нефтепродуктов адсорбируются порами фильтроэлементов. Очищенная от нефтепродуктов вода переливается через каскадную перегородку 10 в полость вторичного отстоя 11, а затем в доочистной фильтр ФДН-М13, загруженный веществом, задерживающим на своей поверхности эмульгированные нефтепродукты.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экологии

Татарская Караболка и авария на ПО Маяк 1957-1959 гг.
Мирный атом вошел в жизнь современного человека в 1954 году, когда была построена и внедрена в эксплуатацию АЭС в г. Обнинске. Отношение к мирному атому в то время было весьма скептическое, ...

Подбор аппарата очистки выбросов гальванического участка цеха №41 ОАО ПСЗ Янтарь
Коренное решение проблемы защиты окружающей среды от выбросов промышленных предприятий состоит в создании замкнутых технологических циклов (безотходных систем). Однако их разработка и в ...

Особенности природопользования и негативного влияния антропогенных факторов на экологическое состояние Лунинецкого района
Практически любая деятельность общества оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Происходит деградация почвы, загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы. Кроме того, потребляется л ...