Финансирование природоохранных мероприятий

Финансирование природоохранных мероприятий претерпело за последние годы существенные изменения. Длительное время система инвестиций в этой области базировалась на централизованных капитальных вложениях из бюджета страны. Кроме того, предприятия вкладывали и собственные деньги, в основном на модернизацию производства и капитальный ремонт природоохранных сооружений. Они же несли текущие затраты, связанные с эксплуатацией очистных водных установок, фильтров очистки воздуха и других аналогичных объектов.

Проблема финансирования природоохранных мероприятий включает вопросы потребностей финансирования, выявления источников поступления средств, создания банковско-кредитных структур и других форм субсидирования, определения экономической эффективности и рационального расходования средств. Следует сразу оговорить, что последний вопрос, который является основным отчетным и аналитическим вопросом всех природоохранных организаций в мире, в том числе и международных, в настоящее время не решается, или решается формально. Во всяком случае, в ежегодном Государственном докладе по охране природы такой раздел, обязательный для всех зарубежный докладов подобного направления, отсутствует. Отсутствуют и исследования в этой области, и достоверная информация.

Соотношение расходов и поступлений, природоохранных потребностей и возможностей для их реализации определяются конкретными планами и бюджетом города, выбором приоритетов социально-экономической политики и наличию срочных проблем. Финансирование природоохранных мероприятий общегородского уровня и заказы на НИОКР по общим проблемам во всех странах мира осуществляется через городской бюджет, и величина этих ассигнований в развитых странах достигает более 5% всего бюджета. Однако государство заинтересовано и в поступлении доходов от природоохранной отрасти в прямой форме через экологические услуги, налоги, плату за пользование ресурсами и др. Кроме того, частично бремя финансирования природоохранных мероприятий городского уровня должны нести и природопользователи.

Экономическая политика государства в области охраны природы в условиях рыночных отношений осуществляется по следующим направлениям:

создание возможности регулирования территориально-ресурсных и производственных отношений с помощью экологических ограничений и нормативов;

проведение рациональной инвестиционной политики в сфере охраны природы;

создание системы платежей за природопользование и учет экологических факторов при налогообложении;

увеличение финансирования и расширение органов контроля за претворением природоохранной политики;

создание новых форм кредитно-финансового обеспечения природоохранных работ;

формирование ранка экологических услуг.

Основным источником средств на охрану природы является государственный бюджет, хотя можно говорить и о других источниках: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятий.

Бюджеты регионов (республик, областей, городов) министерств и ведомств трудно рассматривать как независимые источники.

В свою очередь собственные средства дополнялись из госбюджета и имели четкую направленность расходования. В бюджетах регионов и министерств предусматривались свободные средств, их расходование можно было расценивать как независимые источники, но они были ничтожно малы.

Предприятия могли финансироваться на охрану природы за счет своей прибыли, но ее трудно расценивать как независимый источник, так как предприятию обычно планировали и объем прибыли, и направления ее использования. Бюджет предприятия был проводником госбюджетных денег

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экологии

Особо охраняемые природные территории РФ
Принято считать, что один из самых ранних заповедников в мире был создан еще в III веке до н. э. на острове Шри-Ланка. И в тот же период местным императором был впервые принят закон по защит ...

Распределение водорослей по экологическим градиентам, устанавливаемым по высшей растительности
Закон толерантности Шелфорда гласит: "Само присутствие и процветание организма в данном местообитании зависит от целого комплекса условий. Отсутствие или невозможность процветания опред ...

Очистка грунтовых вод, загрязненных промышленным предприятием Оловозавод г. Новосибирска
История предприятия ведётся с Новосибирского завода №520, введённого в феврале 1942 года, в составе Наркомата цветной металлургии СССР. В марте 1946 года, в связи с происходившим в СССР прео ...