Методика исчисления экологического ущерба в Российской Федерации
Таблица 2.5 - Относительная эколого-экономическая опасность для некоторых распространенных веществ, загрязняющих водоемы
Группы загрязняющих веществ |
Показатель относительной эколого-экономической опасности, усл. т/т |
А. Неорганические вещества Общие показатели 1. Сульфаты, хлориды 2. Взвешенные вещества 3. Нитриты, азот аммонийный 4. Фосфаты, фосфор 5. Железо, марганец 6. Нитраты Промышленные неорганические вещества 7. Цинк, никель, висмут,свинец, вольфрам 8. Цианиды Токсичные соединения: ртуть; мышьяк |
0,05 0,10 0,20 2,00 2,50 12,50 25,00 50,00 145,00 |
Таблица
Группы загрязняющих веществ |
Показатель относительной эколого-экономической опасности, усл. т/т |
Б. Органические вещества Общие показатели 9. Химическая потребность в кислороде (ХП) 10. Биохимическая потребность в кислороде (БП полн.), органический углерод Промышленная органика 11. СПАВ (детергенты), этилен, метанол, ацетонитрил и др. 12. Нефть и нефтепродукты, жиры, масла 13. Формальдегид, бутиловый спирт, ацетофенол, нитрофенолы и др. соединения 14. Высокотоксичная металл оорганика, пестициды, анилин, фенолы и др. соединения |
0,07 1,00 5,00 15,00 80,00 200,00 |
Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды физическими факторами
Неблагоприятным физическим факторам и их источникам в Российской Федерации пока не уделяется должного внимания. К числу таких факторов относится: шум и его источники, а также в определенной степени и источники ионизирующих и неионизирующих излучений, «штатных» выбросов и сбросов радиоактивных веществ и некоторых других типов неблагоприятных воздействий на параметры окружающей среды. По ним нет системы платежей за загрязнение среды, развернутых служб контроля в системе Министерства природных ресурсов РФ, достаточно полной отчетности и адекватного отражения в официальных годичных обзорах состояния окружающей среды. Они не пользуются должным вниманием федеральных и местных органов, в том числе законодательных, и служб, регулирующих нормативно-правовую базу деятельности госорганов, юридических и физических лиц, практику градостроительства и т.д. Вопросам, связанным со «штатными» выбросами РВ, некоторое внимание уделяется, но платежей за эти выбросы нет, а отчетность носит по сей день в значительной степени ведомственный и закрытый характер [23, c.190].
С одной стороны, никаких сколько-нибудь стойких изменений в значениях параметров окружающей среды ни шум, ни электромагнитные излучения не оставляют, поэтому словосочетание «неблагоприятные воздействия на окружающую среду» применительно к этим факторам не совсем удачно, поскольку они действуют на людей, окружающую среду. С другой стороны, поток агрессивной формы энергии, будь то шумовые или электромагнитные загрязнения окружающей среды, достигает объекта своего воздействия через окружающую среду, временно меняя значения некоторых ее параметров. Это последнее обстоятельство оправдывает в полной мере то, что во всех развитых странах основные функции государственных органов по мониторингу состояния окружающей среды и управлению соответствующими нагрузками на население выполняют именно природоохранные службы и ведомства.
Для расчета экономической оценки ущерба, причиняемого здоровью людей высоким уровнем шума, можно воспользоваться формулой, позволяющей учесть численность населения, проживающего в зоне дискомфорта, процент градообразующей группы, среднегодовую выработку на одного работающего, процент снижения производительности труда и норму общей полезной площади (2.9):
где В - среднегодовая выработка на одного работающего, руб./ чел.;
g- процент градообразующей группы, %;
k- коэффициент, учитывающий снижение производительности труда, %; S- площадь дискомфорта по максимально допустимому уровню (60 ДбА), га;
r -плотность жилого фонда, м2/га;- норма общей площади на одного человека (15 м2/чел.). [25, с.63]
В этой методике учитываются шумовая нагрузка в дневное и ночное время, а также другие весьма важные факторы.
Возрастание автомобильного парка в России приводит не только к химическому загрязнению атмосферного воздуха и возрастанию шумовой нагрузки на окружающую среду, но и к значительному возрастанию вибрационной нагрузки. Значительный вклад в вибрационную нагрузку дают железнодорожный транспорт и поезда метрополитена. В настоящее время проявляются негативные последствия вибрационного воздействия автотранспорта на историческую застройку городов. В ряде случаев такое вредное воздействие удается вовремя предотвратить за счет перераспределения транспортных потоков, создания пешеходных зон в районе исторической застройки или ограничения интенсивности движения автотранспорта. Так, в стенах костела Св. Анны в Вильнюсе появились опасные трещины, рост которых удалось предотвратить путем ограничения скорости движения и замены покрытия на прилегающей улице. Расчет вибрационного воздействия может рассматриваться как самостоятельное направление вследствие особенности его воздействия на окружающую среду. Вибрационное воздействие может быть классифицировано по источнику возникновения, характеру спектра воздействия (узкополосная, широкополосная), частотному составу (низко-, средне- и высокочастотная), временным характеристикам и т.д. Экономическая оценка ущерба от вибрационного воздействия на окружающую среду может быть определена на основе следующей формулы (2.10):
Еще статьи по экологии
Экологические проблемы городов Красноярского края
В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения сосредоточено в городах. В некоторых странах эта доля еще ...
Экологическое обоснование размещения производства на Дальнем Востоке на примере рыбоперерабатывающего завода
В курсовой работе будет представлено экологическое обоснование размещения рыбоперерабатывающего завода.
Реализация данного проекта на территории Приморского края, позволит развить экономику края, уве ...
Оценка степени загрязнения атмосферы г.Твери за период 2010-2011г.
В
процессе развития человеческой цивилизации города становились средой
жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения
сосредоточено в городах. В некоторых странах эт ...