Определение зоны активного загрязнения нефтепродуктами (на примере Каспийского моря)

Причинами загрязнения могут быть также конструктивные недостатки морских нефтепромысловых ГТС, технологического оборудования и систем; низкий уровень автоматизации и телемеханизации процессов бурения и эксплуатации скважин; несовершенство технологических процессов, в результате чего возникают осложнения и нарушения режимов; отсутствие технических средств охраны атмосферы и морской среды, а также эффективных методов очистки и утилизации токсичных технологичных отходов бурения и нефтегазодобычи; аварии и т.д.

Серьезной экологической проблемой на Туркменбашинском нефтеперерабатывающем заводе, Уфринской перевалочной нефтебазе, Туркменском морском пароходстве и на отдельных участках береговой полосы Туркменбашинского залива является загрязнение грунтовых вод и почвы нефтепродуктами. В связи с поднятием воды в Каспии, нефтепродукты выходят на поверхность береговой полосы и в конечном итоге попадают в море.

Места поступления загрязняющих веществ с речными стоками на 90% сосредоточены в Северном Каспии, промышленные стоки приурочены, как правило, к району Апшеронского полуострова, а повышенное загрязнение Южного Каспия связано с нефтедобычей и нефтеразведкой. При исследовании полей различных загрязняющих веществ в Каспийском море необходимо иметь в виду следующие обстоятельства: Западная часть моря испытывает наибольшее воздействие загрязняющих веществ, их основная масса поступает с речными и городскими стоками. В переносе и трансформации загрязняющих веществ важную роль играет вдоль береговое течение, имеющее преобладающее направление с севера на юг. Восточное побережье моря находится в более выгодном положении: оно, можно сказать, не имеет речной сети и в гораздо меньшей степени затронуто урбанизацией. В целом же крупномасштабные циркуляционные процессы в Каспийском море способствуют достаточно однородному распределению токсических веществ по его акватории.

Межгодовая динамика регистрируемых загрязняющих веществ в Северном Каспии за последние 10 лет характеризовалась следующими основными показателями: нефтепродукты, среднегодовое загрязнение от 1 до 4 ПДК, максимальное содержание 11 ПДК. Наблюдается тенденция увеличения содержания нефти и нефтепродуктов в море это связано с интенсивным освоением углеводородных ресурсов в бассейне Каспийского моря и эксплуатацией действующих морских скважин. В Северном Каспии загрязнение от разработок нефти до последних лет было незначительным; этому способствовала слабая степень опоискованности и специальный заповедный режим этой части моря. Ситуация поменялась с началом работ по освоению месторождения Тенгиз, а затем с обнаружением второго гиганта - Кашаган. Были внесены изменения в заповедный статус Северного Каспия, допускающие разведку и добычу нефти (постановление СМ РК за №936 от 23 сентября 1993 г. и постановление Правительства РФ за №317 от 14 марта 1998 г.). Однако именно здесь риск загрязнения максимален из-за мелководья, высоких пластовых давлений и т.д. Напомним, что только одна авария 1985 г. на тенгизской скв. 37 привела к выбросу 3 млн. т. нефти и гибели около 200 тыс. птиц.

Наметившееся совершенно явное сокращение инвестиционной активности в Южном Каспии дает повод для осторожного оптимизма в этой части моря. Уже сейчас видно, что массированное увеличение нефтедобычи маловероятно как в туркменском, так и в азербайджанском секторе. Мало кто вспоминает прогнозы 1998 г., по которым только Азербайджан к 2002 г. должен был добывать 45 млн. т. нефти в год (в реальности - примерно 15). По сути дела, имеющейся здесь добычи едва хватает для обеспечения 100% загрузки имеющихся нефтеперерабатывающих заводов. Тем не менее, уже разведанные месторождения неизбежно будут осваиваться и дальше, что приведет к возрастанию риска аварий и крупных разливов на море. Более опасна разработка месторождений Северного Каспия, где годовая добыча в ближайшие годы достигнет как минимум 50 млн. т. при прогнозных ресурсах в 5-7 млрд. т. Последние годы Северный Каспий первенствует в списке аварийных ситуаций.

Неполный перечень ЧП, связанных с авариями и разливом нефти на Северном Каспии:

1985-86 гг.

- Тенгиз, катастрофическая авария на скв. 37, ликвидационные работы заняли 398 дней, сгорело 3,5 млн т. нефти, выпало 900 тонн сажи.

Март 2000 г.

- буровая «Сункар», разлив нефти.

Апрель 2000 г. -буровая «Сункар», разлив нефти во время испытания скв. Восточный Кашаган.

апрель 2001 г.

- буровая «Сункар», разлив нефти, выброс сероводорода во время испытания скв. З. Кашаган.

май 2001 г.

- Разлив нефтепродуктов с неизвестного танкера.

Казахстанская часть Каспийского моря богата сырьевыми и биологическими ресурсами. Добыча углеводородного сырья ведется в регионе с 1899 г. Нефтегазоносность установлена от девона до палеогена включительно. Основные разрабатываемые запасы нефти и газа приурочены к каменноугольным, нижнепермским, пермо-триасовым, юрским и меловым отложениям.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Экологические проблемы городов Красноярского края
В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения сосредоточено в городах. В некоторых странах эта доля еще ...

Расчет рассеивания примесей в атмосферном воздухе
тмосфера Задание 1 Определить максимальное значение приземной концентрации вредных веществ при выбросе нагретой газовоздушной смеси из одиночного источника с круглым устьем при неблаг ...

Экологические проблемы цементного производства
Цементная отрасль наряду с металлургией, электроэнергетикой, химией и машиностроением определяет экономический потенциал и уровень промышленного развития страны. Динамично развивающийся строительно-ин ...