Экономический механизм охраны природной среды

Функцию финансового стимулирования снижения ущерба от загрязнения играют помимо налогов, такие меры, как субсидии и разрешения на выбросы. Субсидии отличаются от налогов тем, что первые имеют форму вознаграждения, а вторые - взыскания. Являясь финансовыми стимулами для сокращения [5, с.120], они отличаются от налогов по психологическому восприятию и по точке отсчета загрязнения. Субсидии выдаются либо как вознаграждение за снижение выбросов ниже определенного уровня, либо как плата стоимости оборудования по контролю загрязнения. Дотации на покупку контрольного оборудования будут эффективны только в том случае, когда они изменяют поведение предприятия относительно выбросов, например, когда оборудование помогает предприятию уяснить выгоды от утилизации отходов и их повторного использования.

Имеется одно большое различие между результатами действия налогов и субсидий. Если первые сокращают масштабы производств, загрязняющих окружающую среду, то субсидии, наоборот, поощряют расширение таких производств. Субсидии, сокращающие удельные выбросы, приводят к увеличению суммарного выброса, поскольку увеличивают выпуск соответствующей продукции. Субсидии, стимулируя каждое предприятие к снижению выброса, одновременно привлекают в отрасль другие предприятия, загрязняющие среду. В результате может возникнуть парадокс увеличения выбросов в отрасли.

Таким образом, можно сказать, что налоги более эффективно служат улучшению состояния окружающей среды, но политически внедрение субсидий происходит легче, чем внедрение налогов, вызывая меньшую оппозицию [5, с.121].

Можно сделать общее замечание, что меры экологической политики (директивные, финансовые и рыночные) служат достижению определенного состояния окружающей среды, что неминуемо приводит к возникновению моделирования состояния окружающей среды, т.е. планированию. При директивных методах контроля состояния окружающей среды связь между ними весьма однозначна. Экономические методы управления охраной окружающей среды приводят к не столь однозначной зависимости. Менее скрытой, чем в налогах, эта связь оказывается в системе разрешений на выбросы. При этой системе посредством моделирования состояния окружающей среды определяется допустимое количество выбросов и в соответствии с этим количеством выпускаются разрешения на выбросы. Далее эти разрешения предлагаются для продажи по цене, определяемой спросом и предложением.

Общим в налогах и разрешениях на выбросы является то, что они служат барьерами на пути загрязнения окружающей среды, их введение делает экономически невыгодным продолжение выбросов в тех масштабах, которые были ранее. Преимущество разрешений на выбросы состоит в том, что заранее установлен по согласованию с органами по охране окружающей среды потолок выбросов. В случае же налогов такой количественной неопределенности нет. Количество загрязнений зависит от налоговой ставки и от того, как предприятия реагируют на нее.

Кроме того, эффективность налогообложения снижается при инфляции, что заставляет пересматривать налоговые ставки, вызывая недовольство налогоплательщиков. Разрешения на выбросы устойчивы к влиянию инфляции. Инфляция не влияет на количество загрязнений, поскольку оно задается заранее выпуском разрешений. Однако, инфляция может поднять вместе с ценами на товары и цену на разрешения.

Недостатком разрешений на выбросы является политическая непривлекательность скорее не самого подхода, а его названия - многих не устраивает сама возможность разрешения выбросов.

В США получила развитие торговля разрешениями на выбросы. Она осуществляется по двум принципам: компенсация выбросов и принцип пузыря.

Программа компенсации выбросов заключается в следующем: если какое-либо предприятие осуществляет выбросы выше установленных лимитов, то какие-либо предприятия должны снизить уровень выброса. Очевидно, что за такое снижение выброса предприятие, увеличивающее выброс, должно им заплатить. В результате складывается некая рыночная цена на выбросы, которая будет эффективна для снижения загрязнения. Эта цена может служить ориентиром при установлении налога на загрязнение окружающей среды.

Выделение предприятиям лицензий на выбросы с последующим правом их продажи означает фактически закрепление за ними права собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды (в пределах установленного лимита). Торговля правами на загрязнение - это фактически торговля ассимиляционным потенциалом природной среды.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Экологический кризис в России
Экологический кризис - особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание. Причины ...

Сущность природоохранной функции социально-культурной деятельности
Сегодня население России недооценивает нарушенность экосистемы. Это обусловлено и историческими особенностями, и индивидуализмом, пришедшим к нам с Запада. Подобного рода исследование являе ...

Оценка предотвращенного эколого-экономического ущерба в результате осуществления природоохранных мероприятий
В последнее время самая актуальная проблема государственной экологической политики - это экономический ущерб от антропогенного воздействия, сохранение чистоты окружающей среды. Велик ...