Экономический механизм охраны природной среды

Возможности формирования рынка прав на загрязнение окружающей среды в нашей стране лимитируются несколькими причинами:

. слабостью системы мониторинга,

. ограниченностью возможностей перераспределения разрешений между предприятиями из-за почти повсеместного нарушения стандартов качества окружающей среды и сложностью учета фактора географического расположения источников загрязнения.

Принцип пузыря заключается в следующем: пузырем понимается территория предприятия с несколькими точками выброса, которые могут сами перераспределять интенсивность выброса в каждой точке, при условии непревышения итогового выброса на заданном органами охраны окружающей среды уровне.

Принцип пузыря также может иметь рыночную реализацию - предприятие, имеющее итоговые выбросы ниже установленных, может продавать право на неиспользованный выброс другим предприятиям [5, с.126].

Выводы

1. Если в 60-70 гг. 20 века охрана окружающей среды базировалась на командно-административных механизмах, то позднее все более широко используются экономические механизмы управления, основанные на принципах рыночного регулирования.

. В нашей стране в 1991 г. в Законе "Об охране окружающей природной среды" был закреплен принцип платности использования природных ресурсов, включающий плату за землю, за пользования недрами, воду, лесные ресурсы, пользование ресурсами животного мира, за загрязнение окружающей среды.

. Предприятия только тогда охотно займутся природоохранной деятельностью, когда повсеместно будет внедрен такой механизм стимулирования, при котором соблюдается следующее неравенство:

Зпод < (Рут + Нл + Кл + Цн)

Зпод < (Пси + Псз + Пср + Ш + Ндоп)

где Зпод - затраты предприятия на природоохранительную деятельность, Рут

прибыль от утилизации отходов, Нл - льготы по налогообложению, Кл - кредитные льготы, Цн - надбавка к цене, Пси и Псз - платы за сверхнормативное использование ресурсов природы и загрязнение окружающей среды, Пср - плата за размещение отходов в окружающей среде, Ш - штрафы, Ндоп - дополнительное налогообложение [3, c.131].

. Несовершенство правовой базы по экономическому механизму охраны окружающей среды в нашей стране пока не дает возможности использовать экономические рычаги в охране окружающей среды и рациональном природопользовании с полной эффективностью.

Приложение

Задача: Расчет максимальной приземной концентрации вредного вещества. Вариант 6.

Условие: котельная расположена в г. Братске, котельная ДКВР, тип топлива - каменный уголь.

V=3.1 m/c=20 m=0.9 m

Тr=145oC

T=20oC

A=180 загрязнитель - сажа

мощность выброса М=2.9 г/c

очистка ŋ=80%

фоновые загрязнения 0.6 ПДК

ПДК=0.05 мг/m3

Решение

По [1] основная ф-ла для расчета

F=2.5 (для степени очистки 75-90%)

ΔT=145-20=125oC

m, n рассчитываются как функция вспомогательных величин f и v

при f < 100

Коэффициент п при f < 100 определяется при 0,5 £ uм < 2 по формуле:

п = 0,532 - 2,13uм + 3,13

n = 0.532 ·1.742 - 2.13 · 1.74 +3.13 =1.053

Расстояние хм (м) от источника выбросов, на котором приземная концентрация с (мг/м3) при неблагоприятных метеорологических условиях достигает максимального значения см, определяется по формуле

,d = 4,95 uм (l + 0,28 ) при 0,5 < uм £ 2

,

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Оценка предотвращенного эколого-экономического ущерба в результате осуществления природоохранных мероприятий
В последнее время самая актуальная проблема государственной экологической политики - это экономический ущерб от антропогенного воздействия, сохранение чистоты окружающей среды. Велик ...

Обоснование структуры водохозяйственного комплекса
Жизнь человека и общества, удовлетворение их потребностей невозможны без использования природных ресурсов. Ресурсы являются неотъемлемой частью природных ландшафтов. Ресурсный потенциал ...

Экологическая обстановка, эколого-природные условия социальной и индивидуальной жизни людей в Алтайском крае
Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного соц ...