Функции социально-культурной деятельности и роль природоохранной функции в системе социально-культурной деятельности

Человек живет в определенной окружающей среде. Целительная сила природы хорошо известна, ведь она, помимо того, что является нашей средой обитания, дает возможность эстетического и нравственного отдыха. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.

Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности. «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет» - заметил как-то английский писатель Джон Голсуори. Социальная экология одну из первостепенных задач видит в прорисовывании контуров грядущего во взаимоотношении человека и среды его обитания. Существенной задачей этой науки является исследование допустимых пределов в хозяйственно-преобразовательной деятельности человека, за которыми возможно нарушение устойчивости естественных природных систем и даже их разрушение.

Для выявления тенденций будущего развития системы «общество - природа» в целом наиболее эффективным стоит признать метод глобального моделирования. Глобальное моделирование предстает одним из важнейших инструментов прогнозного исследования социальных и социоприродных процессов, происходящих в глобальных системах. Впервые к использованию методаглобального моделирования обратились авторы докладов Римскому клубу. Римский клуб - это всемирная неправительственная организация, созданная в 1968 году, в состав которой вошли ученые и общественные деятели разных стран, обеспокоенные проблемами будущего развития. Целью деятельности Римского клуба было привлечение внимания общественности планеты к все более нарастающим негативным последствиям экспансивной деятельности человеческого общества, ориентированного на ускорение экономического роста ради роста капитала. [21, C.97-99]

Их же силами создавались и осуществлялись первые проекты природоохранного характера, научные разработки членов клуба легли в основу социально-культурной политики современных эколого-охранительных учреждений.

Таким образом, можно сделать выводы, что:

. внедрение нового отношения к природе, или экологического сознания, осуществляется на уровнях: понимание теории эколого-экономического равновесия, внедрение экологии культуры по средствам воспитания и прогнозирование в рамках социальной экологии. Источником экологического сознания является гуманистическое отношение к прошлому и любовь к природе и окружающим в настоящем;

. устойчивое развитие является системой, которую необходимо создать в рамках природоохранной функции социально-культурной деятельности. Эта система включает в себя как социально-экономические аспекты, так и культурные элементы, с помощью которых специалист социально-культурной деятельности способен воздействовать на сознание современного общества, ориентировать население на сохранение природных и культурных ценностей.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Еще статьи по экологии

Рынок экологически чистой продукции
В последнее время на мировом рынке появляется все больше и больше экологически чистых продуктов питания. На Западе и в Америке особым спросом стали пользоваться исключительно натуральные про ...

Технология фиторемедиации
Для обезвреживания ядовитых органических веществ, попадающих в окружающую среду с отходами химических предприятий, уже давно и довольно успешно используют различные микроорганизмы. Однако о ...

Проблемы природопользования и землепользования в сельскохозяйственном производстве
Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природ ...