Система экологического нормирования
Система экологического нормирования - система нормирования антропогенного воздействия на экосистему в пределах ее экологической емкости, не приводящего к нарушению механизмов саморегуляции. Основными критериями экологического нормирования являются: сохранение биотического баланса, стабильности и разнообразия экосистемы.
В настоящее время в действующем российском законодательстве система экологического нормирования существует лишь номинально, поскольку сформирована она была под задачи и потребности плановой централизованной экономики. Действующее законодательство разрабатывалось пятнадцать лет назад, т.е. фактически в другой стране, понятно, что в современных условиях такой подход безнадежно устарел. Эта система ориентирована на показатели ПДК - предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, присутствие которых в расчете на единицу компонента окружающей среды не опасно для человека, других живых организмов и жизнедеятельности экосистем.
Разработка значений ПДК производилась по результатам наблюдений, например, за дафниями, которые гибли в массовом порядке при достижении определенного порога концентрации загрязняющих веществ. Это пороговое значение принимали как ПДК. И вся промышленность была поставлена в зависимость от самочувствия дафний, инфузорий и дрозофил.
Система нормирования негативного воздействия на окружающую среду, основанная на санитарно-гигиенических показателях предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК), оказалась неэффективной. Эти показатели констатируют, но не гарантируют экологическую безопасность для населения.
Также существующая система нормирования воздействий близка к абсурдной. Основанная на системе ПДК, дополняемая неадекватными требованиями законодательства (например, о запрете сброса веществ с не установленными ПДК), она заводит в тупик систему контроля. Результатом этого является заведомо ограниченная и зачастую ложная информация о реальном экологическом состоянии окружающей среды в стране.
Базовые принципы существующей системы нормирования были разработаны в социально-экономических и политических условиях, значительно отличающихся от современных. В них не были учтены многие принципиальные положения современной системы природоохранного регулирования.
Уровень загрязнения воздуха - особенно в крупных промышленных городах, уже превышает все мыслимые нормы, а площадь нарушенных земель России составляет сегодня более миллиона гектаров. Все эти факты говорят только об одном: нужно срочно менять систему государственного контроля за экологией.
России необходима новая система экологического нормирования. Грядут перемены в государственной экологической политике.
В настоящее время имеется реальная возможность разработки продуманной системы нормирования с четким указанием полномочий ведомств, межведомственного сотрудничества и координации в области нормирования, привлечения научного потенциала производственных отраслей к формированию системы технологического нормирования, созданию банков данных о наилучших технологиях и альтернативных решениях.
В проекте постановления Правительства РФ "О нормировании в области охраны окружающей среды" указывается, что целью нормирования в области охраны окружающей среды должно быть сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности посредством государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется путем установления нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды.
При совершенствовании системы экологического нормирования должен учитывать опыт развитых стран (США, Японии, ФРГ и пр.), в системе экологического нормирования которых имеется целый ряд перспективных направлений, успешно применяемых за рубежом, но не адаптированных в настоящее время в России.
Экологические нормативы, разработанные в рамках системы экологического нормирования, должны стать основой для регулирования природоохранной деятельности на всех этапах управления, включая экологическую экспертизу, экологический аудит, экологическую сертификацию, экологический контроль, экологическое лицензирование, экологическое страхование и т. д.
Структура системы нормирования воздействия на окружающую среду не может быть сложной и не может быть простой. Она должна быть адекватной задачам управления. Все упирается в цель и средства ее достижения. Правильная цель и выбор адекватных средств и методов для ее достижения решают любую материальную проблему.
Сфера экологии нуждается в системном реформировании, и начинать этот процесс нужно с тех "трех китов", на которых выстраивается вся экологическая политика. Это государственная структура управления экологией, система нормативов качества окружающей среды и экономические стимулы для роста "чистых" производств. Ослабление или недостаточное развитие хотя бы одного из этих звеньев подрывает устойчивость и эффективность всей модели.
Еще статьи по экологии
Экология Брянской области
Экология
(от др.-греч. οἶκος
- обиталище,
жилище, дом, имущество и λόγος - понятие,
учение, наука) - наука об отношениях живых организмов ...
Экологические проблемы озер Беларуси
Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды ...
Фитогенные факторы
Фитогенный фактор - влияние растений. Проявляется в подавлении процессов
роста и развития корневыми выделениями (экзометаболитами), ингибировании
прорастания семян и роста корневых систем, в ...