Система экологического нормирования
Другая сторона вопроса - это стимулирование и поддержка экологически ответственных предприятий. Планируется установить налоговые преференции для организаций, внедряющих наилучшие существующие технологии. В частности, освободить эти предприятия от НДС на срок технико-технологического перевооружения основных производственных фондов, обеспечивающих энергоэффективность и ресурсосбережение.
Отдельно стоит выделить такое направление, как нормативно-правовое регулирование проблем обращения с твердыми отходами. Масштаб проблемы достиг своей критической черты, и для ее решения необходимы взвешенные комплексные меры. У нас до сих пор нет законодательно закрепленных требований к природопользователям по обязательной утилизации образующихся отходов. Это подчас приводит к тому, что даже создающиеся заводы по переработке и утилизации отходов простаивают, поскольку самым дешевым и распространенным способом утилизации является захоронение на полигоне. В результате все больше территорий страны попадают в антисанитарные условия.
В связи с этим рассмотривается возможность применения налоговых и иных стимулов для организаций, осуществляющих экологически безопасную утилизацию отходов и внедряющих наилучшие существующие технологии в области обращения с отходами.
Важным решением в выстраивании системы экологического контроля стало принятие закона, который вводит обязательную государственную экологическую экспертизу при строительстве на особо охраняемых природных территориях. (Последнее особенно актуально в преддверии Олимпиады в Сочи).
Данный закон приводит в соответствие Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части расширения перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней. Теперь будут одновременно проводиться две экспертизы - техническая и экологическая. Кроме того, определены все необходимые процедуры, призванные максимально упростить этот процесс и избавить его от бюрократических проволочек.
На рассмотрении в Госдуме в настоящее время также находится параллельный законопроект, касающийся введения обязательной экологической экспертизы при строительстве всех особо опасных промышленных объектов. Этот документ сейчас в стадии доработки на предмет согласования с действующими международными требованиями и стандартами.
Развитие экологического нормирования призвано обеспечить создание системы реальных, отражающих фундаментальные природные процессы и возможности современных технологий, ориентиров минимизации антропогенного воздействия.
Одним из международно-признанных инструментов снижения воздействия на окружающую среду является экологический менеджмент - процесс внутренне мотивированной, инициативной деятельности экономических субъектов, направленной на последовательное улучшение в достижении их собственных экологических целей и задач, реализации проектов и программ, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики.
В ряде российских документов (в том числе, в переводах серии стандартов ГОСТ Р ИСО 14000) термин "экологический менеджмент" заменен словосочетанием "управление окружающей средой", что во многом затрудняет понимание сути описываемой деятельности. Строго говоря, окружающая среда не является объектом управления (менеджмента) для экономических субъектов. Планирование деятельности, мониторинг и контроль непосредственно по отношению к объектам окружающей среды предприятиями практически не осуществляются.
Ядром системы экологического менеджмента является программа - комплексный документ, описывающий организацию деятельности предприятия в области экологического менеджмента, а также конкретные мероприятия и действия по ее реализации, разработанные в соответствии с экологической политикой, целями и задачами. При разработке программ экологического менеджмента предприятия руководствуются принципом последовательного улучшения, то есть достижения лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически возможно. При этом последовательное улучшение необходимо демонстрировать, доказывать заинтересованным сторонам: государственным органам, общественности, партнерам, инвесторам, конкурентам.
В нашей стране открыта новая лаборатория, которая создана в целях нормативно-правового и методического обеспечения разработки и построения Государственной системы экологического нормирования. В лаборатории выполнен ряд методических работ по установлению подходов к созданию региональных экологических нормативов на основе разработанных критериев и картографических материалов, которые позволяют учитывать природные условия и климатические различия территорий Российской Федерации.
Существует публичный интерес в области благоприятной окружающей среды, право на которую имеет каждый гражданин согласно 42-й статье Конституции. А вот может ли каждое лицо это право индивидуализировать - это вопрос. Согласно статье 58 Конституции, каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.
Еще статьи по экологии
Установление класса опасности отходов для предприятия ЗАО ТРОЛЗА
Данный
дипломный проект посвящен установлению классов опасности отходов для
предприятия ЗАО «ТРОЛЗА». Проведен тщательный анализ научной и патентной
литературы посвященный проблеме промышле ...
Особенности антропогенного преобразования черноморского побережья и его эколого-геоморфологические последствия на примере Краснодарского края
Краснодарский
край является уникальным регионом с наиболее благоприятными для рекреационной
деятельности ресурсами, и, в связи с использованием этих ресурсов, наибольшую
нагрузку испытывает ...
Аварии на зарубежных атомных электростанциях
В связи с постоянным стремлением человечества улучшить свою
жизнь, мы постоянно ускоряем темпы производства. Это не может не отразиться на
такой отрасли как энергетика. Самой распространённо ...