Конструктивные мероприятия, предусматривающие ограничение аварийных выливов груза из танкера

Согласно статистике, аварии танкеров возникают в результате воздействия штормов, столкновений, навалов корпуса, посадок на мель и взрывов. Результатом таких аварий в большинстве случаев являются огромные экологические и социальные последствия, которые в дальнейшем очень трудно ликвидировать. Практически все аварии танкеров сопровождаются повреждением корпуса и как следствие этого - выливом груза.

Наиболее эффективными для предупреждения аварийного вылива нефтегруза из танкера при аварии являются конструктивные мероприятия. Эти мероприятия направлены на исключение или сведение к минимуму последствий для окружающей среды в результате загрязнения моря нефтью или нефтепродуктами при повреждении борта или днища танкера. Конструктивные мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями Правил Регистра. В процессе проектирования танкера выполняются расчеты предполагаемых повреждений и гипотетического вылива груза, выбор расположения и размеров грузовых танков, а также размещения танков изолированного балласта.

Одним из направлений, предусматривающих снижение загрязнения моря нефтью в результате возможных аварий танкеров, является ограничение вместимости грузовых танков. Правила МАРПОЛ 73/78, направленные на ограничение последствий возможных аварии, оказывают существенное влияние на конструкцию района грузовых танков танкеров. Согласно основному правил расположение танков и их размеры должны быть такими, чтобы определенный по формулам гипотетический вылив груза при повреждении борта Qc или днищаQs для отсеков, затронутых повреждением в любом возможном месте по длине судна, не превышал 30 тыс.м3 либо 400в зависимости от того что больше, но в любом случае был бы не более 40 тыс. м3 [1]. При расчете гипотетического вылива нефти принимается условие, что повреждение захватывает пространство в форме параллелепипеда, прилегающего к борту и днищу судна, имеющего размеры соответственно указанным в [1].

Расчет гипотетического вылива нефти производится по формулам:

при повреждении борта

- при повреждении днища

где Wi, Ci - соответственно объем бортового и центрального танков, считающихся поврежденными, м3; для танка изолированного балласта Wi =0;Ki=1-bi/tc, здесьbi -ширина рассматриваемого бортового танка, м; tc- поперечный размер предполагаемого повреждения, м, приbi≥tcкоэффициент ki = 0; zi = 1 -hi/vs,здесь hi- минимальная высота рассматриваемого междудонного пространства при наличии двойного дна в районе грузовых танков, м; vs - вертикальный размер предполагаемого повреждения, м; приhi≥vs,zi=0, при отсутствии двойного дна hi=0.

Для судов Dw более 421 тыс.т. эти ограничения не являются достаточными.поэтому для них конвенцией приняты прямые ограничения длин и объемов грузовых танков. В соответствии с этим объем любого центрального грузового танка не должен превышать 75% гипотетического вылива нефти. Длина любого грузового танка не должна превышать 10 м или одной из следующих величин ( в зависимости от того, что больше):

,1L┴┴ - при отсутствии продольных переборок;

,15L┴┴ - при наличии одной продольной переборки в диаметральной плоскости;

,2L┴┴ - при наличии 2-х и более продольных переборок для бортовых танков;

для центральных танков при bi/b≥1,5, если bi/b<1,5:

(0,5-bi/b+0,1) L┴┴ - при отсутствии продольной переборки в ДП

(0,25bi/b+0,15) L┴┴ - при наличии продольной переборки в ДП

В приведенных зависимостях L┴┴ - длина судна между перпендикулярами, b-ширина судна,bi - ширина танка.

На рис. 1 приведены некоторые конструктивныесхемы района грузовых танков для танкера дедвейтом 300 тыс. Выделение на отсеки каждой схемы и объемы изолированного балласта соответствуют правилам МАРПОЛ 73/78. Все рассматриваемые схемы имеют одинаковое количество балласта, который расположен в танках (на рисунке заштрихованы).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Разработка предложений по вопросам защиты экологических систем на территории нефтяного терминала ОАО НК Роснефть-Архангельскнефтепродукт
По оценкам специалистов, Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция является перспективным и стратегически важным для российской экономики регионом. Тимано-Печорский бассейн является последн ...

Экологическое обоснование размещения производства на Дальнем Востоке на примере рыбоперерабатывающего завода
В курсовой работе будет представлено экологическое обоснование размещения рыбоперерабатывающего завода. Реализация данного проекта на территории Приморского края, позволит развить экономику края, уве ...

Экологические процессы и методы их исследования
Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема предотвращения отрицательных воздействий материально-производственной деятельности человечества на естественное окружение, ставш ...