Проблемы эксплуатации систем мойки танков на танкерах. Взрыв и пожар на танкере «Магас»
Для мойки танков с обедненной атмосферой не должна применяться рециркуляционная вода, также не следует повторно использовать мытьевую воду, так как это может привести к постоянному нарастанию концентрации отмытых нефтеостатков в промывочной воде. В данном случае мойка велась по замкнутому циклу, исходя из требований к танкерам находящимся в особых районах, к которым относятся Северное и Балтийское моря.
Это обусловило возрастание взрыво- и пожароопасности, для предупреждения которой следовало обеспечить ряд дополнительных мер предосторожности. Например, обеспечить полную герметичность и инертизацию слоп-танка, осуществлять мойку танков по замкнутому циклу, но с применением двухкаскадного отстоя, что позволило бы значительно снизить содержание отмытых нефтеостатков в промывочной жидкости, повторно поступающей на мойку танков.
Согласно действующим международным нормативным документам применениесистемы инертных газов является обязательным на танкерах, дедвейт которых превышает 20000 т. Дедвейт рассматриваемого танкера меньше 20000 т, но оснащение его СИГ обусловлено конструктивными особенностями. Судно имеет 8 грузовых танков, и 2 отстойных танка, разделенных продольной переборкой. Грузовые танки расположены между бортами без продольной переборки в диаметральной плоскости. Этим объясняется необычайно большая емкость грузовых танков для судов такого водоизмещения - шесть из них имеют емкость более 3000 м3 .
Локальное повышение концентрации паров нефтепродуктов в слоп танке могло возникнуть из-за плохой вентилируемости всего объема танка. Необходимо было вести механическое вентилирование в процессе всего цикла мойки. Вентиляция должна была обеспечивать свободное перемещение газовоздушной среды от одного конца танка до другого, как по горизонтали, так и по вертикали, при этом особое внимание следовало обратить на места так называемых «карманов» (застойных зон с точки зрения аэродинамики) с повышенной концентрацией воспламеняющихся паров, углеводородов.
Следует использовать только переносные вентиляторы или воздуходувки при условии, что они имеют гидравлический, пневматический или паровой привод. Производительность и распределение воздушных потоков от переносных вентиляторов должны быть такими, что бы атмосфера всего танка, в котором используется данный вентилятор, могла стать невоспламеняющейся по возможности в кратчайший срок. Крышки всех отверстий танка необходимо держать закрытыми до момента начала вентилирования конкретного танка.
Отсутствие механической вентиляции, способствующей перемешиванию газовоздушной среды, в слоп-танке и напрограммированное поступление воздуха через открытый люк сход-трапа, создали однонаправленную схему потока газовоздушной среды с образованием нескольких застойных зон. Вероятно, именно наличие одной из таких зон у переборки 38 шп. определило расположение эпицентра взрыва.
Контрольные замеры состава газовоздушной среды в слоп-танке необходимо проводить не только на различных уровнях, но и с учетом возможного образования «карманов», как это предписывается в Международном руководстве по безопасности. Особенно важно это помнить при непрограммируемом поступлении воздуха через открытый люк схода в танк, как имело место на «Магасе».
Еще статьи по экологии
Проект природоохранных мероприятий для условий Южной водопроводной станции ГУП Водоканал Санкт-Петербурга
Государственное унитарное предприятие " Водоканал
Санкт-Петербурга" - одного из крупнейших в России предприятий
водопроводно-канализационного хозяйства, которое обеспечивает подгот ...
Охрана окружающей среды
Понятие
охраны природы. Объекты охраны природы
Охрана
природы - эта система государственных мер, обеспечивающая рациональное
использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсо ...
Сырьевые ресурсы
Природные
минеральные ресурсы нашей планеты колоссальны, но имеют конечную величину. Наши
знания об этих ресурсах увеличиваются, а возможности их добычи растут по мере
технического прогресс ...