Особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество - способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание в словах или других знаковых системах. Новое в развитии мышления подростка состоит в его отношении к интеллектуальным задачам к таким, которые требуют их предварительного мысленного расчленения. В отличие от младшего школьника, подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы.

Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач - важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления состоит не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называют рефлексивным.

Разумеется, далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно:

· осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; экологический компетенция подросток образование

· более контролируемой и управляемой становится речь;

· интеллектуализация процессов восприятия;

· формирование установки на размышление.

Исследования отношений развивающейся личности к миру природы представляются актуальными как для разработки психолого-педагогических основ экологического воспитания, так и для углубления представлений возрастной психологии о своеобразии психологических особенностей каждого возраста.

В настоящее время психологами проведен ряд экспериментальных исследований, в которых рассматриваются определенные аспекты личностного отношения к природе. В частности, А.П. Сидельковским [ 4 ] предложены критерии и методы изучения формирования отношения к природе; С.Д. Дерябо [ 5 ] изучен характер восприятия школьниками природных объектов, доказана возможность их влияния на личность, когда они воспринимаются как своего рода субъекты.

В нашем представлении природа существует как бы сама по себе, в отдельности от человека, на дистанции. Мы привыкли к ошибочной мысли, что человек - владыка, а она - служанка, и говорим об этом искусственном противостоянии: человек и природа, вкладывая в смысл больше безродной надменности, нежели сыновней заботы. Улавливая распад в ней самой и в отношениях с нами, сердце бунтует против размежевания и подсказывает, что человек неотделим от природы, он тоже ее суть. В пору нашей зрелости память о нашем родстве с природой оттесняется повседневностью в потаенные уголки души. Мы заблуждаемся, полагая, что есть дела поважней, нежели наша связь с природой, и разум уделяет ей слишком мало внимания. Отчуждение человека от природы происходит пропорционально урбанизации. Если сельский житель тут же ощущает загрязнение воды, которую он пьет, тут же обнаруживает источники загрязнения и во многих случаях может ликвидировать причину, то городской житель, зная прекрасно, что он же и портит воду, продолжает это делать, т.к. в водопровод вода попадает очищенной и страдать ему как будто не приходится. Только осознав кровное родство с природой, мы можем, пока не поздно, в корне изменить свое отношение к природе и сохранить ее для потомков. В душе каждого человека живет память о днях, проведенных в лесу, в поле, у реки. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им у человека возникает ощущение связи со всеми живущими на земле, ощущение связи с родной землей, любовь к ней.

Если у детей дошкольного и младшего школьного возраста отношения с окружающей средой реализуются на бессознательной основе, то своеобразие следующего возрастного периода заключается в том, что подростки начинают осознавать не только свою личность, но и природу, окружающую социальную среду как объекты отношения и существования. Создаются условия для возникновения и развития сознательного взаимодействия с природой. Овладение началами знаний о природе и обществе, непосредственное и опосредованное восприятие красоты, хрупкости, беззащитности явлений реального мира от человека, расширяет возможность для понимания остроты современных экологических проблем. Подростки готовы к экологически созидательной деятельности, они восприимчивы к экологическому воспитанию.

Человек встречает в природе удивительную гармонию красок и форм, видит в ней идеал совершенства. Для нас близость к природе, понимание природы является самой жизнью, радостью, большой долей возможного счастья. «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», записал в дневнике Лев Толстой [ 6 ]. Общение с природой является психологическим гарантом таких качеств, как благородство, сострадание, милосердие. Нельзя воспитывать лучшие качества человека и одно из них - гуманизм, не прививая любви к природе, к живым существам. Следовательно, экологическое воспитание неразрывно связано с проблемой становления личностной позиции каждого школьника. Формирование отношения ребенка к природе как к самостоятельной ценности является основой его экологической культуры. Формирование экологической культуры личности является приоритетным направлением воспитания сегодня. Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое образование и предполагает наличие у человека экологических знаний, развитого в экологическом плане сознания и способности принимать экологически правильные решения. Стержнем экологического воспитания детей выступает становление ответственного отношения к природе. В этом процессе происходит усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций и применение этих знаний, умений и навыков в реальных ситуациях.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Предложения по снижению экологического риска при эксплуатации котельной поселка Мирный
Экологический риск - совокупность рисков, угрожающих состоянию среды обитания и общественному благосостоянию. Природопользование, не выходящее за пределы допустимого экологического риска ...

Оценка состояния атмосферного воздуха города Оренбурга
Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, производственных и ины ...

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России
Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие - экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормальн ...