Особенности подросткового возраста

Как невозможно научить человека любить природу, постоянно не общаясь с ней, не делая для себя каждодневных открытий, не познавая законов природы, не поражаясь многообразию и совершенству форм животного и растительного мира, так невозможно стать защитником природы, не зная и не любя ее. Решение проблемы рационального использования природных богатств земли возможно лишь в том случае, если каждый из нас встанет на защиту природы. И здесь роль семьи огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, изменить отношение человека к окружающим нас флоре и фауне, перестроить сознание, потому что время, когда человек мог брать безнаказанно у природы, давно прошло. Если раньше в семьях обязательно, всерьез и задушевно говорили о том, что нужно сохранять в природе то-то и то-то, так как там живет такой-то дух-покровитель, теперь в эти «темные суеверия», в эти «глупые байки» не верит никто, даже если их кто-нибудь рассказывает. Надо признать, ценность природы не всеми понимается одинаково. Для одних лес - это всего лишь место, где можно и заблудиться. Если нет грибов и ягод - в лесу им скучно. Для других - это мир, полный тайн, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные и душевные, где понятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым. Все увиденное в природе вызывает у ребенка познавательную потребность.

Видение и переживание красоты окружающего мира - один из главнейших источников понимания и переживания радости бытия, красоты жизни, неповторимости и уникальности той мысли, что человек живет только в отведенное природой время в вечной жизни мира, природы, красоты. Очень важно, чтобы в отрочестве каждый подумал о том, как нужно прожить свою жизнь. Путешествия в природу всей семьей должны обогащать ощущения и восприятия подростка. Все, о чем дети узнали, что увидели, что поразило их воображение, можно зафиксировать в фотографиях, рассказе, сочиненном после прогулки, родители могут помочь в этом.

Сильным толчком к пониманию природы может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Мама и папа должны иметь в виду, что в русской литературе, живописи и музыке можно назвать много имен людей, обладающих особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром людей. Среди них Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский. В этот ряд можно поставить и современников наших - Владимира Солоухина, Анатолия Жигулина, Виктора Астафьева.

В правильно ориентированном опыте семейного воспитания подростков привлекают к работе на садово-огородных участках, колхозно-совхозных и фермерских хозяйствах, в лесничествах, на рыборазводных фермах. Подростки, нацеленные не на разрушение, а на воспроизводство природных богатств, научатся не только управлять природой, а, прежде всего, собой.

Формирование экологического сознания и поведения, экологической культуры, а следовательно, и экологической компетентности может осуществляться различными путями - через политику, экономику, право, средства массовой информации и т.п. Однако ведущая роль принадлежит образованию. Предпосылками экологического образования в интересах устойчивого развития должны стать:

пересмотр идеи антропоцентризма о превосходстве человека над природой;

отказ от представлений о неисчерпаемости природных ресурсов;

осознание ответственности человечества в целом и каждого человека за состояние окружающей среды.

Таким образом, под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством учебной, трудовой и бытовой деятельности. Экологическая культура выступает при этом как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая сохранение и воспроизводство жизни, выживание и развитие человека. Экологическая компетентность - осознанное, осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации экологически целесообразной деятельности.

Основу экологической компетенции составляют представления о системности и динамичности мира, всеобщей взаимосвязи культуры и природы; знания о процессах и явлениях, протекающих в природе и обществе, о роли и месте человека в системе мироздания, ценностные знания и нормативные ориентации, то есть элементы современной научной (в том числе экологической) картины мира, систематизирующей и обобщающей результаты познания природы, включая учения о биосфере и ноосфере, эволюционное учение, экологический императив. Наряду с этим должны включаются специальные теоретические и прикладные знания, необходимые для научно обоснованного разрешения и предупреждения экологических проблем:

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Расчет вертикальной песколовки для очистной станции
Водная оболочка Земного шара - океаны, моря, реки, озера - носит название гидросфера, которая покрывает 70,8% земной поверхности. Объем ее 1370,3 млн. км3, что составляет 1/800 объема плане ...

Экологические проблемы при добыче и переработке медно-молибденовой руды
Современное состояние горно-добывающей промышленности характеризуется сильным влиянием на экологическую ситуацию в пределах региона добычи полезного ископаемого. Медь широко применяется в промышленнос ...

Нефтеперерабатывающие заводы — источник загрязнения атмосферы. Расчет выбросов от установки АВТ. Технологическая печь П-2
Основным энергоносителем и основным источником углеводородного сырья в России является нефть. Темпы развития нефтяной промышленности в бывшем Советском Союзе не имели аналогов в мире. В 1988 г. в Росс ...